Страничка заместителя заведующего по безопасности жизнедеятельности

 

Безопасность детей в детском саду

 

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников детского сада, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия.

Об актуальности данной темы можно говорить много и всё будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймём: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребёнка может стать таковой.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан — дошколят. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Главная задача организации жизни детей в детском саду — охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Например:

  • Л. Григорович, предлагает педагогам и родителям рассматривать рисунки, на которых изображены опасные ситуации, заставляющие думать, делать вывод о неправильном поведении.
  • С. Мартынов, делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов — создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры) и т. д.

В настоящее время наш детский сад работает по комплексной программе — «Детство» (под редакцией Логиновой). Программа «Детство» создавалась авторами, как программа обогащённого развития детей, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей, способностей. Авторы программы выделили раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений». В этом разделе представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребёнка, расширение его представлений о себе, о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми. Для ознакомления воспитанников детского сада с правилами пожарной безопасности, ПДД во всех возрастных группах созданы центры детской деятельности, оформлена богатая предметно-развивающая среда. Привлекательно оформленные информационные уголки для родителей помогают получить необходимый совет или профессиональную помощь. Это папки-передвижки, презентации, консультационные папки, информация на стендах, памятки и буклеты и др. по темам: "Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности", "Ознакомление с правилами дорожного движения","Техника безопасности в весеннее-осенний период", "Безопасность вашего малыша" и т. д.

В детском саду создан и систематизирован в достаточном количестве учебно-дидактический материал для ознакомления детей с правилами БЖД (учебные пособия, презентации, плакаты, дидактические игры, конспекты занятий, буклеты и памятки).

По вопросу безопасности детский сад тесно сотрудничает с семьями воспитанников. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т.д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.

Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях («Безопасность наших детей»). Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по БЖД, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей. Вопросы безопасности детей касаются различных сторон организации воспитательного процесса в детском саду. Особое внимание следует уделить детской игровой площадке В детском саду чётко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

  • Оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости — чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены.
  • Игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
  • В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки уборке мусора, посыпание скользких дорожек песком, приведению санитарной, декоративной обрезке деревьев и кустарников, вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.
  • В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком.
  • В летний период проводятся мероприятия по уборке теневых навесов и территории участка, рыхления песка в песочницах, воспитателями всех возрастных создаются благоприятные условия для организации прогулок и совместных мероприятий на свежем воздухе.
  • Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведётся контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, ватрушек).
  • Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания. А мы, взрослые, должны подготовить ребёнка к встрече с различными жизненными ситуациями и где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

Сканируйте QR-код
чтобы открыть эту страницу на мобильном устройстве