Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников детского сада, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, природного и экологического неблагополучия.
Об актуальности данной темы можно говорить много и всё будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймём: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребёнка может стать таковой.
Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан — дошколят. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Главная задача организации жизни детей в детском саду — охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению. Например:
В настоящее время наш детский сад работает по комплексной программе — «Детство» (под редакцией Логиновой). Программа «Детство» создавалась авторами, как программа обогащённого развития детей, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей, способностей. Авторы программы выделили раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений». В этом разделе представлено содержание, обеспечивающее рост самосознания ребёнка, расширение его представлений о себе, о своей семье и родственных отношениях, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, жизненных планов, социальных связей с окружающими людьми. Для ознакомления воспитанников детского сада с правилами пожарной безопасности, ПДД во всех возрастных группах созданы центры детской деятельности, оформлена богатая предметно-развивающая среда. Привлекательно оформленные информационные уголки для родителей помогают получить необходимый совет или профессиональную помощь. Это папки-передвижки, презентации, консультационные папки, информация на стендах, памятки и буклеты и др. по темам: "Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности", "Ознакомление с правилами дорожного движения","Техника безопасности в весеннее-осенний период", "Безопасность вашего малыша" и т. д.
В детском саду создан и систематизирован в достаточном количестве учебно-дидактический материал для ознакомления детей с правилами БЖД (учебные пособия, презентации, плакаты, дидактические игры, конспекты занятий, буклеты и памятки).
По вопросу безопасности детский сад тесно сотрудничает с семьями воспитанников. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую спички, лекарственные средства, иглы, ножницы, ножи и т.д. хранятся в доступных для детей местах. Они нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, печам, газовым плитам.
Вопросы безопасности детей в детском саду и дома поднимаются и обсуждаются на родительских собраниях («Безопасность наших детей»). Таким образом, родители, участвуя в процессе формирования знаний по БЖД, сами приобретают необходимые знания и начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей. Вопросы безопасности детей касаются различных сторон организации воспитательного процесса в детском саду. Особое внимание следует уделить детской игровой площадке В детском саду чётко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания. А мы, взрослые, должны подготовить ребёнка к встрече с различными жизненными ситуациями и где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.