В соответствии с видом образовательной организации используется адаптированная программа.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации указанных образовательных программ не используются.

Образовательный процесс с воспитанниками осуществляется в соответствии с целями, задачами и содержанием основной общеобразовательной программы МДОУ.

 

Согласно Лицензии на образовательную деятельность для реализации образовательной деятельности и приоритетного направления детский сад работает по следующим программам:

  • Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой
  • Образовательная программа дошкольного образования "Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет". Автор: Нищева Н.В.
  • «Физическая культура — дошкольникам», автор Л.Д. Глазырина.

 

Особенности программы «Детство»

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких.

Сократ

 

Программа «Детство» разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А.И. Герцена. Она полностью соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, принятым Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г.Москва.

Новизна программы определяется тем, что в ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребёнка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности. Органичное вхождение ребёнка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком; экологией; математикой; игрой и трудом.

Девиз программы «Чувствовать-Познавать-Творить», определяют три взаимосвязанные линии развития ребёнка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Программа «Детство» соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, а также сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости. Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в основу которого положена идея интеграции образовательных областей вокруг единой, общей темы в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

 

Уважаемые родители!

Надеемся, что вы сможете совместно с педагогами удовлетворить потребности вашего ребёнка в познании, созидании и творчестве. Желаем успехов и приглашаем к сотрудничеству!

 

Программа «Детство» — нормативный срок освоения программы 4 года, численность обучающихся — 283.

 

Социально-коммуникативное развитие:

  • Социальный мир (старшая группа- подготовительная группа, 2 года).

Познавательное развитие:

  • Мир природы (вторая младшая группа — подготовительная группа, 4 года).
  • Математематическое развитие (вторая младшая группа- подготовительная группа, 4 года).

Речевое развитие:

  • Развитие речи (вторая младшая группа — подготовительная группа, 4 года).
  • Обучение грамоте (старшая группа — подготовительная группа, 2 года).
  • Художественная литература (вторая младшая группа — подготовительная группа, 4 года).

Художественно-эстетическое развитие:

  • Мир музыки (вторая младшая группа — подготовительная группа, 4 года).
  • Рисование (вторая младшая группа — подготовительная группа, 4 года).
  • Лепка (вторая младшая группа — подготовительная группа, 4 года).
  • Аппликация (вторая младшая группа — подготовительная группа, 4 года).
  • Ручной труд (подготовительная группа, 1 год).

Физическое развитие:

  • Физическое развитие (вторая младшая группа — подготовительная группа, 4 года).

 

Издавна в дошкольных учреждениях установилась чёткая система работы с детьми в области решения задач физического воспитания на основе принципа всестороннего гармонического развития личности. Программа Л.Д. Глазыриной, В.А. Овсянкиной «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» основывается на следующих принципах:

  • Принцип фасцинации (от англ. — очарование). Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к движению и двигательным действиям, делающим воспитательно-образовательный процесс более лёгким и плодотворным и способствующим формированию у детей положительного отношения к окружающей действительности, к предмету, с которым им приходится заниматься, к самому воспитателю, к сверстникам, к себе. Ребёнка нужно очаровать предметом.
  • Принцип синкретичности (от греч. — соединение, объединение). Он отражает наличие общих истоков единства в выборе средств и методов воздействия на ребёнка. В практике физического воспитания удаётся достаточно эффективно управлять процессом двигательной деятельности детей и на этой основе целенаправленно развивать умения и способности личности ребёнка лишь в том случае, когда мы опираемся не только на имеющиеся средства, методы, принципы, а привлекаем всё то, что находится за пределами видимости. В процессе физического образования и воспитания как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности дошкольника необходимо создать также условия, в которых его физические и духовные возможности раскрылись во всей полноте.
  • Принцип творческой направленности. В результате этого принципа ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.

 

Программа Л.Д. Глазыриной, В.А. Овсянкиной «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» предлагает три направления в едином процессе - оздоровительное, воспитательное и образовательное:

  • Оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
  • Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности; её эволюцию с учётом фактора развития; творческую организацию способностей человека, предусматривающая нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности.
  • Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирования двигательных умений и навыков; развитие двигательных способностей. Предусматривает в первую очередь формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребёнка; внедрение в практику занятий нетрадиционных методов и приёмов, направленных на потребность движения и развития физических качеств.

 

«Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», авторы Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина.

Логопедическая работа в программе направлена на преодоление фонетико-фонематического недоразвития у детей, представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приёмами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция.

 

«Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», авторы: Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина.

Логопедическая работа в программе обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.

 

Технологии, используемые в педагогическом процессе:

  • Педагогическая технология целостного развития ребёнка как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт.
  • Авторская технология В. Воскобовича — Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».
  • Технология проектной деятельности.
  • Технология музейной педагогики.

 

Технология целостного развития ребёнка как субъекта детской деятельности М. Крулехт.

Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – это способ самореализации, самораскрытия человека.

В образовательной  деятельности  ДОУ педагоги активно включают в работу «Технологию целостного развития ребёнка как субъекта детской деятельности М. Крулехт», которая помогает дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать своё «Я», научиться строить взаимоотношения со взрослыми и детьми в реальных и бытовых условиях.

В технологии подробно рассматривается система педагогической работы по ознакомлению детей 3-6 лет с предметным миром, трудом взрослых и приобщению дошкольников к азам трудовой деятельности, воспитанию ценностного отношения к труду.

Задача педагогического коллектива, наполнить жизнь группы интересными делами, проблемными ситуациями, идеями, включая каждого ребёнка в содержательную деятельность. При этом важно найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребёнка в позицию активного субъекта детской деятельности.

 

Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича.

Авторская технология В.Воскобовича позволяет интегрировать 5 образовательных областей согласно ФГОС:

  • физическое развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • познавательное развитие.

Педагоги включают развивающие  игры  не  только в непосредственно-образовательную деятельность, но и с удовольствием используют в совместной деятельности с детьми.    

Технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» решает следующие задачи:

  • развитие у ребёнка познавательного интереса, желание и потребности узнать новое;
  • развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
  • развитие воображения, креативности мышления;
  • формирование базисных представлений, речевых умений;
  • построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Многофункциональность игр заключается в том, что с помощью одной игры педагог решает большое количество образовательных задач. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трёх, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Технология направлена на развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Игровая технология представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определённого сюжета с использованием развивающих игр. Развивающие игры имеют ряд особенностей: широкий возрастной диапазон участников, многофункциональность  игр, вариативность игровых заданий и упражнений, творческий потенциал каждой игры.

К играм идёт методическое сопровождение в виде сказок Фиолетового леса. Ребёнок становится участником весёлых сказочных событий, одновременно решает интеллектуальные задачи, выполняет творческие задания, отвечает на поисковые вопросы.

Развивающие игры можно условно разделить на 3 группы:

  1. Игры, направленные на логико-математическое развитие.
  2. Игры с буквами, звуками, слогами, словами.
  3. Универсальные игровые обучающие средства.

 

Технология проектной деятельности.

Специфика метода проектов заключается в следующем:

  • он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является методом идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • это один из методов выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, творческой деятельности; реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых, метод позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; проект позволяет интегрировать сведения из различных областей для решения проблемы и применять их на практике.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  2. Проект - это игра всерьёз, результаты которой значимы для детей и взрослых.
  3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность, сотворчество детей и взрослых.

Всё большую активность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнёрских отношений. Помогают научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребёнка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на совместное взаимодействие педагогов, детей и родителей; на развитие ответственности и инициативности всех участников проекта. 

 

Технология музейной педагогики.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по внедрению музейной педагогики, организация работы в «Коми обрядовой избе».

Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Актуальные проблемы развития музейной педагогики изучают отечественные и зарубежные исследователи (Т. Белофастова, Е. Ванслова, Ю. Ключко, И. Коссов, Е. Медведева, Б. Столяров, С. Фокин, С. Шинчук, М. Юхневич и др.). В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина даны указания на то, что формирование высших чувств происходит в процессе усвоения социальных ценностей.

Сегодня посещением музея никого не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни.

Что делать, если нет возможности пойти в музей? Просто по тому, что в ближайшем окружении его нет. Непросто добраться с маленьким ребёнком из посёлка в город, где расположены музеи. Именно поэтому в дошкольном учреждении решили создать собственный музей «Коми обрядовая изба». Сегодня мини-музей неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения.

Что такое мини-музей? Во-первых, слово «мини» напоминает нам о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство. Во-вторых он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини музей не отвечает многом требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Музей оформлен Коми обрядовой избой, в которой имеется каталог экспонатов; представлена старинная одежда, современная одежда для праздничных выступлений; вязаные изделия. Можно познакомиться с деревянной, глиняной и берестяной посудой. Имеется механическая прялка, ручная прялка и другая домашняя утварь. Некоторые экспонаты имеют культурную ценность. Вначале открытия музея посетителям запрещалось трогать экспонаты. Сейчас не только разрешается, но и рекомендуется. Музей становится интерактивным. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

Наш музей получился уютным и в чём-то даже домашним. Важно, что в его создании принимали участие педагоги и сами ребята, их папы и мамы, бабушки и дедушки.

Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейные предметов и музейных коллекций.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Цель внедрения музейной педагогики: Активизировать деятельность педагогов по развитию познавательного интереса у детей к истории, культуре коми народа, традициям родного края через организацию работы с детьми в мини-музее «Коми обрядовая изба».

Методические пособия для организации работы в мини-музее «Коми обрядовая изба».

  • Разработаны альбомы: с подборкой стихов, загадок, пословиц и поговорок, сказок коми народа, геральдикой Коми республики.
  • Подобраны дидактические игры по ознакомлению детей с коми орнаментом.
  • Составлен каталог имеющихся экспонатов, а также краткое описание назначения этих экспонатов.
  • Составлены карточки с тематикой бесед-пятиминуток по рассматриванию экспонатов.
  • Разработаны конспекты совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению детей с культурой коми края.
  • Представлена серия консультаций по организации работы педагога в мини-музее.
  • Разработаны правила поведения в музее, буклеты по музейной педагогике.
  • Составлены паспорта по оснащению коми центров в возрастных группах.
  • Составлены мультимедийные презентации: «Традиционная одежда Коми», «Посуда народа Коми», «Национальный орнамент», «Национальные музыкальные инструменты».

 

Сведения

1 Основные сведения
3 Документы
4 Образование
6 Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
7 Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
8 Стипендии и иные виды материальной поддержки
10 Финансово-хозяйственная деятельность